Парампара. Отличается ли и чем Айенгар йога от Хатха йоги и Аштанга йоги. В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности». В системе парампары знание передаётся без изменений из поколения в поколение. В восточной культуре ценится традиция, передаваемая от учителя к ученику по линии преемственности, и метод, который прошел через века и сохранил свою глубину и ценность для каждого конкретного человека, кто является его приверженцем. Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Б.К.С. Айенгар (14.12.1918 - 20.08.2014) учился у Тирумалая Кришнамачара (18.11.1888 - 28.02.1989) в Майсоре в Индии. Т. Кришнамачар учился у легендарного Гуру Рамамохана Брахмачарии (17.12.1903 - 29.08.1999), который жил в пещере в Гималаях. Все их учения основываются на авторитетном систематизированном первом, изложенным на бумаге, трактате о классической йоге «Йога-сутры» ученого и мудреца Патанджали (ок. 200 до н. э. — ок.150 до н. э.). Предполагается, что они были написаны во 2 веке до н. э. и объединили в себе основные знания о йоге того времени. В них изложена система "аштанга-йоги"- йоги восьми частей («аштау» с санскрита переводится как «восемь», «анга» с санскрита- «составляющие, составные части, подразделения») и ведётся разговор о йоге-сознания, о морально-этических принципах и практике работы с умом. А до появления этого трактата знания передавались от учителя ученику устно. Поэтому Йога Айенгара же есть и аштанга-йога, то есть дисциплина, состоящая из восьми частей. Сам предмет Йоги является единым и всеобъемлющим учением, в рамках которого существует множество различных школ/ методов/ видов. Школы отличаются друг от друга распределением акцентов, сосредоточением на разных аспектах одного и того же предмета. Молодой Айенгар отдавал предпочтение динамичной, силовой и даже несколько жесткой практике, которая в первую очередь была призвана укрепить тело. Гуру Айенгара, Т. Кришнамачар, учил таким образом молодых аристократов из воинского сословия. Другой ученик Кришнамачара - Патабхи Джойс стал продолжателем этого метода, который в последствие был назван Аштанга Виньяса йогой. Однако со временем Айенгар понял, что такая практика эффективна только для молодых и здоровых людей. Возраст или проблемы со здоровьем становились препятствием для занятий йогой. Айенгар начинает посвящать все больше внимания глубокой и тонкой работе в позе. Практика становится более статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы и даже клетки, эмоциональное состояние и ум. Таким образом, поза действует не только на поверхностном, физическом, но и внутреннем, физиологическом уровне, что является одной из основополагающих черт метода. Тесно связана с этим и другая особенность: в процессе практики тело становится не только более сильным и гибким, но также более симметричным и ровным. Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара. Дело в том, что тело выравнивается не только на физическом уровне. Постепенно изменения начинают происходить и на более тонких и глубоких уровнях: выравнивается и уравновешивается система энергетических каналов и центров, которая оказывает самое непосредственное влияние на психо-эмоциональное состояние и сознание, ум. Асана — значит поза, которая есть искусство расположения тела как единого целого: физически, ментально и духовно… когда асана выполняется правильно, различия между телом и умом, умом и душой должны исчезнуть. … Если посредством правильной практики асан сохраняется здоровье клеток, здоровой становится и физиологическая оболочка, а ум приближается к душе. (1) Шри Б.К.С. Айенгар учил йоге более шестидесяти лет, и в течение всего этого времени развивался и углублялся его метод. Практика йоги с самого начала требовала от него огромных усилий и внимания, так как здоровье его было слабым. Годы практики не только сделали его тело выносливым и сильным, но и дали уникальное понимание поз — ведь результаты их воздействия были проверены на собственном опыте. Он объяснил и подкрепил примерами все традиционные аспекты йоги… заново открыл и систематизировал целый ряд поз и методов дыхания… вел обширные исследования терапевтических эффектов йоги. Источники: 1. Б.К.С. Айенгар, «Дерево йоги», Москва «Медси ХХI», 1998, стр. 81-82 2. Статья Михаила Старокулова 3. Википедия 4. 4. Б.К.С. Айенгар, "Йога-сутры Патанджали. Прояснение", 2007, стр. 160-161 За своё фото во время сессии по йога -терапии Ольги Ильинской (организатор Уральский Центр Айенгар йоги ) благодарю Настю Иванову.

Теги других блогов: йога Айенгар Хатха Аштанга